Крис Бреннан о триплицитетах и радостях планет

Автор — Тони Льюис

Перевод — Малка Абендштерн

Мне выпала удача присутствовать на вебинаре Криса Бреннана 18 мая 2013, посвящённому радостям планет. Тема различных систем триплицитетов долго ставила в тупик астрологов. Крис сделал большой вклад в западную астрологию, прояснив некоторые основные моменты, касающиеся её основ. В предыдущем посте я обратил внимание на то, что Морен (1) считал древние системы триплицитетов нелогичными и поэтому разработал собственную систему, основанную на логических принципах, которые он посчитал более научными.

В своём вебинаре и статье по теме Крис проливает свет на внутреннюю логику системы, настолько утончённую, что она удовлетворила бы самого Морена. Любому интересующемуся данной темой следует прочитать статью Криса Бреннана о радостях и триплицитетах, которую он выложил в открытый доступ в интернет (2). В этом посте я хотел бы сформулировать основные доводы Криса и затем прокомментировать некоторые основные моменты, которые присутствовали на его вебинаре.

История астрологии: краткий экскурс

 

Если вкратце, западная астрология появилась в эллинистическое время (около первого века до н.э.), когда вблизи египетской Александрии мыслители того периода пытались объединить учение о приметах, а также наблюдения за звёздами вавилонян и египтян, с идеями о математике и философии, которые были систематизированы древнегреческими философами. Завоевания Александра Великого в четвёртом веке до н.э. способствовали вхождению научных достижений Персии в культуру греков и римлян в Средиземноморье.

Великий энциклопедист, Клавдий Птолемей, который во втором в. н.э. собрал всё, что было известно об астрологии, жил в египетской Александрии. Западная астрология зародилась за пару веков до Птолемея как попытка совместить старые суеверные практики гаданий по звёздам с научными и философскими принципами античного греческого мира, который дал жизнь таким великим мыслителям как Платон и Аристотель. Этот конфликт между суеверным и научным мучает астрологию на протяжении всей истории её существования.

Суеверия представляли собой крайне ценную часть жизни античной Греции. Греки пытались умилостивить богов, а также регулярно испрашивали совета оракулов, прежде чем начать любое крупное дело или собраться в военный поход. Вы можете сказать (это моё мнение, а не часть лекции Криса), что западная астрология возникла в момент, когда крайне логичные, систематичные и философски ориентированные мыслители Греции попытались найти научное объяснение приметам и зодиаку Вавилона, которые достались им после завоеваний Александра, и которые, по всей видимости, предсказывали будущее не хуже загадочного Оракула в Дельфах.

По легенде, эту гениальную идею объединения науки и знания о приметах ниспослал александрийским жрецам Гермес Трисмегист, бог магии и письма, который представлял собой сочетание греческого бога Гермеса и египетского бога Тота. Согласно историкам, самое первое зафиксированное упоминание Трисмегиста встречается в протоколах собрания культа Ибиса, созданных в Египте, на территории Мемфиса, около 172 г. до н.э. На том собрании засветился Элвис (шутка). Если египетские жрецы получили в виде откровения книгу по астрологии от Гермеса Трисмегиста, то вероятно она была записана на папирусе во втором веке до н.э., но не ранее.

Возведённая в третьем веке до н.э. Александрийская библиотека вобрала в себя знания всего мира и была центром учёности. К сожалению, библиотека была уничтожена огнём во время различных нападений на неё в ходе столетий. Самый ранний инцидент произошёл в 48 году до н.э., когда Юлий Цезарь устроил пожар, предположительно уничтоживший большую часть папирусов, которые хранились в великой библиотеке, возможно, в их число входили и работы Трисмегиста по астрологии. В любом случае, сегодня у нас нет доступа к тому первоначальному источнику астрологии, хотя эллинистические астрологи в своих текстах неоднократно ссылаются на книгу Гермеса.

 

Гермес Трисмегист и Thema Mundi

 

Самым важным откровением Гермеса Трисмегиста был гороскоп создания Вселенной, известный также как Тема Мунди (Thema Mundi). Будучи божеством, Гермес, должно быть, присутствовал во время Большого взрыва, создания звёзд и нашей Солнечной системы. Согласно Гермесу, вот так выглядела наша солнечная система, когда появилась Земля (смотрите Рис.1).

Рис.1. Тема Мунди, рождение нашей солнечной системы, согласно эллинистической астрологии, с точки зрения геоцентрической модели Вселенной

 

В отличие от современного «природного» гороскопа с восходящим Овном (Овен – это начало весны), у этой Тема Мунди восходит Рак (начало лета, которое и было началом нового года по времена Александра). Тема Мунди легла в основу философского и математического обоснования теории предсказательной астрологии.

 

Дома радости планет (схема)

 

Другая ключевая для эллинистической астрологии схема демонстрирует «радости» планет – места, которые проходят планеты во время своего суточного движения, и где они «торжествуют». Бреннан обращает внимание на то, что радости планет, скорее всего, были придуманы после того, как Тема Мунди обрела популярность. Здесь же схема радостей планет (смотрите Рис.2).

Рис.2. Эллинистическая система радостей:
Меркурий в первом доме, находящийся по обе стороны горизонта. Сатурн в двенадцатом, Юпитер в одиннадцатом, Солнце в девятом, Марс в шестом, Венера в пятом и Луна в третьем. Планета счастливее всего, когда она находится в той части неба (или в астрологическом доме), что соотносится с местом её радости, которое она проходит во время суточного цикла вращения вокруг Земли. Солнце любит, когда его почитают, подобно богу, в девятом. Юпитеру нравится дружелюбие и общительность одиннадцатого. Сатурну по нраву горе двенадцатого. Меркурий может скользить в обе стороны, над и под горизонт, в первом. Луна любит непостоянство третьего. Венере приятны чувственные удовольствия пятого, а Марсу в радость наносить увечья в шестом. Каждая планета веселится и ублажает себя по-разному, и всё это отражено в планетарных радостях. Как говорится, будет всё, как ты захочешь!

 

Как и почему последователи Гермеса Трисмегиста распределили именно так места радости планет не совсем ясно. Возможно, они анализировали то знание о звёздах, которое досталось им от Вавилона. Мы можем предположить, что логично расположить Солнце на самом верху карты, где оно будет сиять в полдень. Если девятый дом традиционно ассоциировался бы с богами, то греки в Египте определённо расположили бы Солнце в доме бога, или назвали бы его домом бога потому, что там радуется Солнце.

Теологическое обоснование домов радости планет

 

Египтяне боготворили Солнце, а греки почитали Зевса/Юпитера, поэтому и Солнце, и Юпитер расположены равноудалённо от Середины Неба, так чтобы оказать почтение обоим. Ни один, ни другой не должны чувствовать себя оскорблёнными, так как они расположены равно высоко на небе. Десятый же дом должен оставаться пустым, потому как любая планета, находясь в нём, будет занимать положение выше, чем Юпитер и Солнце, а это может обернуться божьим гневом, который падёт на астрологов-философов. Лучше не рисковать и разделить место вышей чести между двумя наиболее почитаемыми в египетской Александрии богами. Я полагаю, что моя гипотеза в какой-то мере хороша, так как учитывает теологию того периода и веру в то, что Тема Мунди была открыта астрологам синкретическим греко-египетским богом. Если мои размышления верны, то выходит, что традиционные астрологи в своей теории об управителях триплицитета и по сей день воздают почести главным божествам древней Греции и Египта.

В пользу моей теории другим аргументом, который также подметил и Крис Бреннан, будет тот факт, что второй дом назывался «Вратами Аида». Так как Аид был самым тёмным и самым глубоким местом под землёй, вполне вероятно, что Аид в карте радостей планет будет представлен третьим, четвёртым и пятым домами. В противовес Аиду будут небеса, представленные девятым, десятым и одиннадцатым домами – домами божеств, в особенности Солнца и Юпитера, которые являлись первыми среди богов. Одиннадцатый назывался «Домом Благого Духа» (Юпитера), а девятый «Домом Бога» (возможно египетского бога Солнца Ра). Десятый дом был самой «Срединой Небес».

Луна – супруга Солнца, поэтому она будет расположена напротив него в третьем доме, который впоследствии стал известен как «Дом Богини» — это место комплиментарно девятому «Дому Бога» и расположено на оборотной стороне зодиакального колеса, что свидетельствует о том, что Луна почиталась как богиня ночи. Меркурий находится в постоянном движении туда и обратно по небосклону, а в качестве психопомпа (3) он мог спускаться в подземный мир и возвращаться обратно на солнечный свет, поэтому место Меркурия возле линии горизонта идеально вписывается в его мифологический образ, а также соотносится с тем, как он движется в природе. Юпитер был царём богов, поэтому он, как Солнце, имел право находится возле середины неба, и его местом определили «Дом Благого Духа» (Юпитер – Большой Благодетель). Венера, другой благодетель, располагается напротив Юпитера в пятом доме, который впоследствии стал известен как «Дом Благой Фортуны» (Венера – Малый Благодетель). Здесь мы видим некую закономерность, выражающуюся в составлении пар из стоящих друг напротив друга планет: Солнце с Луной, Юпитер с Венерой, Марс с Сатурном, а Меркурий сам себе пара, так как он одной ногой здесь, а другой там.

Восхождение планет как обоснование мест радости

 

Та же разбивка по парам происходит и при восхождении планет. Над горизонтом: Солнце (царь дня) первым встаёт над Асцендентом, за ним следует благодетельный Юпитер и зловредный Сатурн. Под горизонтом: Луна (царица ночи) первой пересекает асцендент, за ней следует благодетельная Венера и, наконец, зловредный Марс. Солнце и Юпитер сдерживают вредоносность Сатурна. Луна и Венера сдерживают вредоносность Марса. Меркурий же нейтрален или играет за обе команды, а также занимает дома, которые охватывают и день, и ночь.

А вот предоставить разумную теорию, почему Сатурн и Марс радуются в двенадцатом и шестом домах соответственно, несколько сложнее. Девятый, десятый, одиннадцатый, первый, третий, четвёртый, пятый и седьмой дома были отданы другим планетам и их партнёрам. В результате получается, что Сатурну и Марсу остаются лишь двенадцатый, второй, шестой и восьмой дома. Распределение Сатурна в восьмой дом может оскорбить Солнечного бога, так как тогда Сатурн будет ему предшествовать. К тому же Сатурн на орбите ближе всего к Юпитеру и в небе следует за ним, если мы ведём счёт от Земли. Поэтому логичным является расположение Сатурна рядом с Юпитером, а Марса рядом с Венерой – в расчёт берётся расстояние от их орбит до Земли. К тому же в природе, будучи самой дальней планетой, Сатурн является также наиболее близким к божественным небесам вредителем, и поэтому должен радоваться, когда находится над горизонтом. Марс же – зловредная планета, что ближе всего к Земле, и поэтому он должен радоваться, когда находится под горизонтом.

Возможно, что двенадцатый дом отвели для Сатурна, потому что многовековые наблюдения показали: дурные события происходят, если над горизонтом недавно восходил Сатурн или заходил за горизонт Марс. Возможно, это было сделано, потому что Сатурн как самая дальняя и расположенная за орбитой Юпитера планета, должен идти после Юпитера в порядке домов, и, таким образом, нет более уместной позиции для Сатурна, чем последний, двенадцатый дом гороскопа. Если в древности Сатурн считался самой зловредной планетой, то вероятно, его хотели бы определить по ту сторону горизонта, где расположены два могущественных бога, Солнце и Юпитер, которые бы смогли присматривать за ним. И единственно доступным местом, где Сатурн не опережал бы Солнце или Юпитер, является двенадцатый дом, известный в эллинистическое время как «Дом Злого Духа». Также я припоминаю, как вычитал в одном эллинистическом тексте, что Сатурн считался «Солнцем ночи», и, возможно, поэтому Сатурн могли расположить над горизонтом, ближе, чем другие планеты, за исключением Солнца и Юпитера, к МС. Как знать?

Вышеизложенное объяснение довольно сбивчиво и громоздко, поэтому позвольте мне вкратце изложить свою теорию:

  1. Огонь – самый лёгкий элемент и символизирует божественную природу, поэтому три дома на самом верху гороскопа (девятый, десятый, одиннадцатый) принадлежат богам. Греки в Египте почитали Солнце и Юпитер первыми среди богов. День принадлежит Солнцу, поэтому Солнце идёт первым (поднимаясь раньше Юпитера) и получает девятый дом. Столь же возвышен, если считать от середины небес, и Юпитер, радующийся в одиннадцатом доме, находящийся на равном расстоянии от МС, как и божественное Солнце.
  2. Есть два вредителя: Марс и Сатурн. Один близок к небесам, где обитают боги – это Сатурн, поэтому он получает двенадцатый дом, и его определяют в дневную половину карты. Сатурн не может получить восьмой дом, ведь таким образом он бы имел честь восходить раньше Солнца. Но добро превыше зла.
  3. Меркурий нейтрален и может путешествовать между миром небесным и миром подземным, поэтому Меркурий получает первый дом, стоящий на горизонте, на границе дня и ночи.
  4. По той же схеме всё действует и за горизонтом. Четвёртый «подземный» дом соответствует Аиду, что лежит напротив «небесного» десятого дома. Луна управляет ночью и не может быть расположена в четвёртом доме, потому что она не правит Аидом. Самое логичное место для Лунной богини – место напротив Солнечного бога, потому что они дополняют друг друга. Следовательно Луна радуется в третьем доме, потому что там она имеет такой же статус как у Солнца. Также она первой из ночных планет восходит над горизонтом. Венера получает пятый дом по аналогии с Юпитером, который получил в качестве места радости одиннадцатый дом. Наконец, Марс получает шестой дом по аналогии с местом радости Сатурна в двенадцатом. Таким образом, Марс поднимается над горизонтом самым последним, после доброй Луны и благодетельной Венеры.
  5. Выше представленное объяснение вполне логично и согласуется теологической системой того времени.

Дома радости планет и система триплицитетов

 

В любом случае, у Криса Бреннана было глубокое понимание диаграммы радостей планет, и благодаря ему он проливает свет на многие логические загадки западной астрологии. Вот пара наблюдений Криса:

  1. Планеты, которые впоследствии стали считаться дневными, расположены над горизонтом в диаграмме радостей, а те, что стали считаться ночными, расположены под горизонтом. Меркурий, считающийся нейтральным, лежит возле горизонта или же прямо на нём. Солнце, Юпитер и Сатурн – планеты дневной секты в эллинистической астрологии. Казалось бы, нелогично причислять Сатурн, самую холодную из планет, к дневной секте. Птолемей объяснял это тем, что Сатурну для хорошей работы необходимо тепло Солнца. Луна, Венера и Марс – ночные планеты. Опять же, кажется нелогичным причислять Марс, характерно жаркую планету, к ночной секте. Птолемей объяснял это тем, что Марсу необходим холод ночи, чтобы умерить свою жаркую природу. Объяснение Криса, более логичное, заключается в том, что планетарная секта (будь то дневные или ночные планеты) была определена на основании диаграммы радостей планет.
  2. Происхождение системы управления триплицитетами во многом уходит корнями в диаграмму планет. Согласно популярной в те времена теории четырёх стихий, которая ведёт своё начало от Эмпедокла и персидских зороастрийцев (которые ассоциировали огонь с божественным началом), мир создан из четырёх основных стихий: огня, земли, воздуха и воды. Огонь считался самым лёгким элементом, и он парил выше всех, поэтому его место – на самом верху гороскопа. Воздух тоже парил, но не так высоко, как огонь; поэтому место воздуха – на Асценденте, с которого планеты начинают каждый день свой путь. Земля считалась самым тяжёлым элементом, её местом было самое дно и основание всего, что есть, таким образом, её место — внизу гороскопа. Наконец, вода тяжела подобно земле, и обычно течёт вниз по направлению к ней, поэтому место воды – на Десценденте, где планеты уходят под «воды» горизонта. Здесь представлена таблица управителей триплицитетов по Дорофею (4), которая имела хождение в эллинистическое время:

 

триплицитеты (схема)

 

В этой таблице дневные управители правят триплицитетом в дневных картах, а ночные управители правят триплицитетом в ночных картах – всё зависит от того, расположено ли Солнце над или под горизонтом. Общий управитель помогает основному управителю и днём, и ночью. Например, дневной задачей Солнца является управление огненным триплицитетом; ночью же Солнце выходит на покой и не обременяет себя управлением какого-либо другого триплицитета. Юпитер днём отдыхает от управления огнём, но он всегда помогает в управлении воздушным триплицитетом. Сатурн всегда помогает в управлении огненным триплицитетом, но его первичной задачей днём является управление воздушным триплицитетом.

Иерархия стихий и управление триплицитетом

 

Крис подчёркивает, что если мы будем использовать теорию тяжести и лёгкости стихий при рассмотрении гороскопа, то мы сможем объяснить распределение управлений по триплицитетам. Солнце и Юпитер – самые высоко расположенные планеты и должны управлять огнём (пространством над горизонтом). Оставшаяся же дневная планета, Сатурн, становится совместным управителем триплицитета.

Сатурн и Меркурий, расположенные рядом с Асцендентом, должны управлять воздухом (пространством над горизонтом). Наиболее близкая к ним дневная планета – Юпитер, поэтому он становится совместным управителем.

Венера и Луна, расположенные рядом с IC, должны управлять землёй (пространством под горизонтом). Наиболее близкая к ним ночная планета – Марс, поэтому он становится совместным управителем.

Марс, расположенный рядом с Десцендентом, должен управлять водой. Другие ночные планеты, Венера и Луна, также становятся управителями водного триплицитета. Марс – главный управитель водного триплицитета в ночной карте.

Чтобы проиллюстрировать объяснение Криса, позвольте мне повторить диаграмму радостей планет, но с наложенными поверх неё алхимическими символами (смотрите Рис. 3).

дома радости планет и четыре стихии

Рис.3. Диаграмма радостей планет, совмещённая с алхимическими символами. Эта диаграмма выявляет непоследовательность аристотелевской теории свойств стихий и их естественного порядка. Огонь должен быть на самом верху, земля в самом низу, в соответствии с «тяжестью» стихий (в персидской культуре огонь олицетворяет божественное начало и помещён выше всех). Однако по своим качествам огонь жарок и сух, а вода холодна и влажна, поэтому огонь должен находиться в оппозиции к воде; но здесь огонь находится в оппозиции к земле. В гороскопическом кругу, тем не менее, огненные знаки лежат напротив воздушных знаков. Крис Бреннан в своей лекции подмечает, что писателям эллинистического периода было крайне трудно гармонично совместить теорию четырёх элементов и логическую теорию того, как работает астрология. Веками триплицитеты не имели никакой привязки к стихиям, в отличие от сегодняшнего дня, когда аристотелевская теория первичных свойств прочно вошла в астрологический обиход

Крис во время этой беседы также сделал несколько других важных замечаний. Если у вас имеется интерес к данной тематике, то вам следует прочитать его статью. А сейчас позвольте мне завершить свой пост, так как он и так получился слишком большим.

Сноски:

  1. Жан-Батист Морен де Вильфранш (23 февраля 1583 – 6 ноября 1656) – французский физик, математик, астроном и астролог
  2. http://www.hellenisticastrology.com/the-planetary-joys.pdf
  3. Психопомп – (с греческого «проводник душ») присутствующее во многих культурах существо, сопровождающее душу умершего в иной мир.
  4. Дорофей Сидонский – эллинистический астролог, живший в первом веке н.э. и являющийся автором «Пятикнижия», пятитомного труда по натальной астрологии.

Оригинал статьи здесь

P.S. Кто дочитал, тот Вассерман!  Друзья, если вам близки тематика и стиль моего блога, приглашаю заглянуть еще и сюда:

В «ЛАБИРИНТ»: полистать мою книгу «Астросорокоуст. Традиционная астрология», почитать отзывы и заказать с доставкой по всему миру;

- В МОЙ INSTAGRAM: там сжатые варианты статей, анонсы новых книг по астрологии и астрологических конференций, викторины и интерактивы с разборами гороскопов в сториз;

- НА МОЮ СТРАНИЧКУ В FACEBOOK: здесь даю ссылки на новые статьи, опубликованные на сайте, а еще тут чуть больше юмора, обсуждений и диспутов с коллегами-астрологами (бывает жарко!);

- ПОЧТОВЫЙ СЕРВИС: примерно раз в месяц (но по факту реже) по email делюсь с вами новостями проекта и личными наработками, выводами и находками. Здесь же можно получить промокод на скидку или оформить предзаказ по самой низкой цене.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!