Арабская астрология и золотой век Аббасидов

арабская астрология

Становление арабской астрологии

 

После покорения государства Сасанидов в середине VII века у арабов-завоевателей появился доступ к библиотекам с астрологическими трудами. И уже при халифе аль-Мансуре (754-775) началась системная переводческая деятельность. К этому времени у арабов появилась технология производства бумаги, которая была вывезена из Китая и существенно усовершенствована. Производство относительно дешевой бумаги наряду с другими благоприятными факторами — геополитическими, экономическими, социальными — оказало огромное влияние на развитие мусульманской науки и культуры, способствовало развитию письменности и переводческой деятельности. В то время как в Европе все еще использовали папирус и пергамент, пальмовые ветви и даже белые камни, что накладывало серьезные ограничения на распространение рукописей, исламские ученые (а это были люди многих национальностей — арабы, евреи, персы, греки, арамейцы) переписывали и переводили манускрипты тысячами. Довольно быстро арабский язык стал международным языком средневековой науки.

Аль-Мансур в 762 году построил новую столицу — Багдад, а время для строительства города было выбрано знаменитыми астрологами Машаллахом и ан-Наубахтом*. Это был первый халиф, который приблизил к себе астрологов и при принятии решений опирался на их рекомендации. При его дворе работали также аль-Фазари (ум.777), создатель первых арабских астролябий и автор зиджей, и астроном ибн Тарик (ум.ок.796), написавший «Зидж, извлеченный из Синдхинда». Халиф аль-Мансур активно покровительствовал науке: в Дамаске и Багдаде им были созданы центры обучения астрономии (астрологии) и медицине**, и кроме того, в Багдаде также основали крупную библиотеку и обсерваторию, что сделало город мировым астрономическим центром. Аль-Мансур инициировал сбор и последующий перевод трудов античных ученых, и эта инициатива впоследствии поддерживалась многими его преемниками. К началу IX века, при правлении внука аль-Мансура Харун ар-Рашида (786-809), с сирийского языка на арабский был переведен главный астрономический трактат античности — «Альмагест» Клавдия Птолемея. В оригинале этот трактат называется «Великим математическим построением по астрономии в 13 книгах», но арабы называли его сокращенно «аль-маджисти» (великое) — и именно это название в итоге и закрепилось. К сожалению, первый перевод «Альмагеста» не сохранился и имя переводчика неизвестно. Впоследствии в результате завоеваний у арабов появился текст Птолемея и на греческом (он был получен в 823г. при халифе аль-Мамуне (813-833) из Византии наряду с другими греческими рукописями).

 

“Золотой век” династии Аббасидов и расцвет арабской астрологии

 

«Золотой век Аббасидов» (775-861), включающий в себя правление упомянутых халифов аль-Мансура, Харуна ар-Рашида и аль-Мамуна, стал кульминацией развития исламской цивилизации. Багдад приобрел статус культурного и интеллектуального центра арабского мира, здесь был открыт знаменитый «Дом мудрости»; по всей территории халифата продолжалось открытие библиотек, школ и обсерваторий. Это также период мощного развития астрологии — самые выдающиеся астрологические умы практиковали и создавали новые трактаты в это время.

дом мудрости

Дом мудрости в Багдаде

Вот неполный список арабских астрологов “золотого века”:

  • Машаллах (ум.ок.815) — очень влиятельный персидско-еврейский астролог, оставивший обширное наследие: 28 астрологических трудов, большая часть из которых была переведена на латинский. Пользовался большим авторитетом в Западной Европе

  • Умар ат-Табари (ум.ок.815) — арабский астролог и переводчик, с чьим именем связано около десяти астрологических трактатов. По некоторым данным, как и Машаллах, входил в группу астрологов, составлявших элекцию на основание Багдада. На русском языке в настоящее время есть только одна его работа — «Книги рождений и вопросов» в переводе Антона Григорьева (издана в 2017)

  • Абу Бакр аль-Хасан ибн аль-Хасиб — авторитетный астролог, о котором, к сожалению, почти не сохранилось сведений. В эпоху позднего средневековья два его астрологических трактата были переведены на латынь, и лишь один из них в настоящий момент переведен на русский («Книга о рождении и врожденных качествах», перевод с лат. Евгения Таланова, 2011, краткие выдержки смотрите здесь)

  • Сахль ибн Бишр (ум.ок.850) — автор множества астрологических трактатов, 16 из которых были переведены на латинский и получили широкое распространение в Европе

  • Абу Али аль-Хайят (770? — 835?) — арабский астролог, ученик Машаллаха. Написал ряд астрологических трактатов (по картам рождений и хорарной астрологии, астрологической геомантии, предсказательной астрологии), часть из которых сохранилась на арабском и латинском языках. На сегодняшний день большой популярностью среди астрологов пользуется его работа «The Judgments of Nativities» в переводах Д. Холдена и Б. Дайкса. В частности, короткие выдержки из этого трактата на тему рождения детей на русском языке уже публиковались (есть и другие отрывки)

  • Аль-Фергани (ум.после 863) — выдающийся математик и астроном, сделавший ряд научных открытий. Работал при «Доме мудрости» аль-Мамуна, в 832-833 годах участвовал в экспедиции по измерению длины меридиана земли. В числе его достижений — научное обоснование шарообразности Земли, вычисление самого короткого и самого длинного дней в году, предсказание солнечного затмения в 832 году и пр. Аль-Фергани работал над усовершенствованием астролябии и предложил ряд мер по улучшению этого прибора. Его трактат «Книга о небесных движениях и свод наук о звёздах», состоящий из 30 глав, представляет собой краткую энциклопедию астрономических знаний его эпохи; он получил широкое распространение в Европе и на протяжении почти 700 лет использовался в качестве энциклопедии и учебного пособия

  • Аль-Кинди (ок.801 — 873) — знаменитый арабский математик и астроном, переводчик, философ. Будучи основателем восточного перипатетизма возродил интерес к трудам Аристотеля. Работал в «Доме мудрости». Аль-Кинди был очень плодотворным ученым и оставил огромное наследие: около 240 трактатов, часть из которых посвящена астрологии и астрономии. Как астролог был большим приверженцем исторической астрологии («Предсказание смен и годов рождений»), а также проявлял интерес к магическим и метафизическим аспектам астрологии — в этом ключе знаменит его трактат «О звездных лучах» . Учитель Абу Машара

  • Абу Машар (?787 — 886) — наиболее значимый и плодовитый астролог арабской эпохи (ему приписывают около 50 трактатов по астрономии и астрологии). Он был персом, писал как на арабском, так и на персидском языках, а в плане теории был приверженцем персидской астрологической традиции. Наиболее значительные его трактаты — «Астрологические цветы», «О великих соединениях», «Книга тысяч» и, конечно же, «Большое введение в науку о приговорах звезд». В настоящий момент на русский язык переведено только “Большое введение” Абу Машара, но мы надеемся, что и его работы по мунданной астрологии станут для нас доступными в ближайшее время. В порядке ознакомления можно почитать рассуждения Абу Машара о влиянии Луны

 

ученые в багдадской библиотеке

Абу-Машар — звезда “золотого века”

 

На фигуре Абу Машара хотелось бы остановиться отдельно. Помимо того, что он был автором большого количества трудов по астрологии, Абу Машар примечателен еще и тем, что имеются письменные свидетельства о его астрологической практике. В ряде рукописей сохранилась работа его ученика, Абу Саида Шазана ибн Бакра, под названием «Книга бесед с Абу Машаром о секретах астрологии»***. В ней записаны короткие истории о жизни его учителя (т.н. «анекдоты»), а также диалоги с ним. Эти беседы рисуют яркий образ знающего, но иногда излишне самодовольного учителя, опытного и прекрасно разбирающегося во всех областях астрологии. В трактате Абу Саида Абу Машар делится не только теоретическими инструкциями, но и своими практическими наработками и реальными примерами из практики — по сути, данная работа является уникальным отчетом о профессиональной среде IX века.

Согласно источникам, почти все свое время Абу Машар посвящал написанию книг, обучению учеников и служению халифу. Кроме того, он был практикующим астрологом и консультировал некоторых клиентов из элиты. Истории известны случаи, когда халифы устраивали астрологам проверку их умений — Абу Машару также приходилось проходить их. Так, например, халиф аль-Мухтади (869-870) однажды собрал астрологов и спросил у них, что спрятано у него за спиной. Астрологи построили карту вопроса, и один из них сказал, что там фрукт. Абу Машар ответил, что там какое-то маленькое животное. На самом деле там оказалось яблоко, однако выяснилось, что в нем были червячки. Репутация Абу Машара, к счастью, не пострадала. Астрологи, провалившие подобную проверку, в дальнейшем часто лишались расположения своего покровителя и вынуждены были покидать столицу.

астрология в арабском искусстве

По характеру Абу Машар представляется эгоцентричным и высокомерным человеком, наделенным чувством юмора и порой саркастичным. Более того, известно, что он злоупотреблял вином и страдал от эпилепсии. В одной из глав Абу Саид Шазан ибн Бакр также пишет, что Абу Машар не знал своей карты рождения и использовал так называемый “универсальный хорар” (что ставит под сомнение версию о том, что Абу Машар прожил 100 лет****).

А из этой выдержки из трактата Абу Саида (глава 88) мы узнаем, что если мудрец обучает, то он не должен учить всему, что знает:

«(1) Когда мы были в Багдаде, я спросил Абу Машара: «Почему ты не упоминал эти учения в своих хорошо известных книгах, если они жизненно необходимы для науки астрологии?»

(2) Он ответил мне: «Какой же ты удивительный человек! Разве ты не знаешь, что если мудрец записывает всё, что знает, он делает из себя пустой сосуд и никто не будет на него полагаться? Что его прежняя репутация исчезнет, и никто не будет его принимать во внимание?

(3) Мудрец должен держать эти продвинутые знания при себе и не разглашать их, а только передавать их своим близким друзьям»

Как бы то ни было, Абу Машар блистательно завершил плеяду выдающихся астрологов золотого века Аббасидов и стал одним из главных ученых авторитетов в области астрологии эпохи Арабского халифата. С окончанием IX века закончился и период бурного развития исламской астрологии. Новых астрологических трактатов создавалось все меньше; пришла пора компиляций, справочников и переводов.

 

Роль астролога в арабском обществе

 

Во времена расцвета исламской цивилизации эпохи “золотого века” астрология прочно вписалась в общественную и политическую жизнь арабов и в итоге закрепилась в ней на века. И хотя она не имела официального статуса и часто подвергалась нападкам со стороны религиозных и научных деятелей, астрологическая практика все же получила широкое распространение.  В ее ряды были завербованы правители, принцы, наместники, философы, юристы, студенты религиозных школ, а также раввины и даже некоторые теологи.

Многим из нас наверняка было бы интересно узнать, как и в каких условиях работали арабские астрологи, какие клиенты у них были и как проходили консультации, а также какое отношение к ним сложилось в обществе — подробную информацию на эту тему можно найти в статье Джорджа Салибы “Роль астролога в средневековом исламском обществе”.

Автор рассматривает различные аспекты деятельности астролога в исламском социуме, охватывая период IX — XVIII вв. Материал статьи базируется на многочисленных библиографических словарях, литературных и законодательных источниках и, что интересно, дополнен анализом визуальных свидетельств: в качестве отдельного и очень ценного информационного ресурса исследуется живопись – сохранившиеся изображения астрологов того периода. Рассматривается также вопрос об отношении ислама к астрологии и уровень легальности астрологической практики в целом.

Саади изучает астрологию

Джордж Салиба в своем исследовании подробно раскрывает ключевые аспекты общественного статуса арабских астрологов:

  • Социальная интеграция астролога: как астрологи были вписаны в исламское общество и какое к ним сформировалось отношение

  • Становление астролога: как был выстроен процесс обучения астрологии и в каких форматах он был доступен

  • Диапазон астрологических предсказаний, т.е. чем конкретно занимались астрологи того периода, какую работу выполняли

  • Клиенты и условия работы — о некоторых нюансах астрологического консультирования тех времен

  • Вознаграждение: сколько стоила консультация астролога и на какой заработок в целом астролог мог рассчитывать

  • Социальная мобильность астрологов, или как астролог мог выстраивать свою карьеру

И хотя много веков утекло с момента тех событий, о которых нам рассказывает этот текст, проблемы, затронутые в нем, не потеряли своей актуальности и сегодня. Поэтому всем, кому данная тематика интересна, рекомендую обратиться к этой статье:

Джордж Салиба. Роль астролога в средневековом исламском обществе

которая вышла приложением к изданию “Большого введения в астрологию” Абу Машара (Москва, Издательство “Александр и Константин”, 2022)

______________________

* карта элекции на основание Багдада сохранилась и до сих пор активно обсуждается астрологами; на русском языке публикации на эту тему делал Денис Куталев

** персы объединили дисциплины медицины и астрологии, связав лечебные свойства трав со знаками Зодиака и планетами. Чтобы правильно поставить диагноз и выбрать наиболее подходящее время для медицинских манипуляций и приема лекарств, врачи в те времена должны были знать астрологию. Этот подход позднее был принят и в Западной Европе

***в настоящий момент Георгий Мирской ведет работу над переводом “Книги бесед с Абу Машаром” на русский язык, и у нас есть все основания надеяться на ее скорое издание

****дата рождения, которую приписывают Абу Машару (10 августа 787 года), взята из гороскопа, приведенного им в книге “О революциях лет в картах рождения”. Однако с большой долей вероятности этот гороскоп мог принадлежать кому-то из рожденных в это время представителей правящей династии — свидетельства Шазана косвенно подтверждают это. Есть и другие аргументы, ставящие под сомнение версию о том, что Абу Машар прожил 100 лет

*****

Эта статья написана в соавторстве с Георгием Мирским в качестве предисловия к работе Джорджа Салибы (мы с Георгием переводили ее с английского). А если точнее — это только часть большого предисловия, которая для публикации на сайте была немного видоизменена.

 

арабская астрология эпохи Аббасидов

 

7 комментариев

  1. Очень интересно. 🙂

    Особенно согрело про вклад рисующих в понимание происходящего в Астрологии тех времен.

    Статья читается, как водичка течет. Хорошо погружает. 🙂

    1. Да, в арабских художественных миниатюрах сохранились изображения астрологов:) Например, астролог у смертного одра царя, астролог на корабле и тд. Вот что, интересно, делал астролог на корабле, путь по звездам отслеживал?

        1. Судя по всему, художники отображали астрологов за их повседневными занятиями — по крайней мере, так пишут исследователи. Поэтому работа на корабле, скорее всего, входила в регулярные обязанности астрологов (то есть это не было путешествие или отдых)

        2. возможно, речь идет о составлении т.н. «корабельного гороскопа» — то есть карты, построенной на момент спуска судна на воду. Астролог нужен был, чтобы рассчитать высоту Солнца и, соответственно, Асц

  2. Приняты ли были у арабских астрологов упайи, столь известные у индийских астрологов?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *