Вселенная Средневековья и астрология

Средневековая Европа — это монахи, религиозные войны и святая инквизиция. Есть ли здесь место для астрологии? Что осталось на Западе от той интеллектуальной традиции, которая с закатом античной эпохи постепенно перекочевала на арабский Восток? 

Комментирует Андрей Пильгун, автор книги “ВСЕЛЕННАЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Космос, звезды, планеты и подлунный мир в иллюстрациях из западноевропейских рукописей VIII–XVI веков”:

 

Астрология в Средневековье

 

Система средневековых представлений об устройстве и функционировании космоса окончательно сложилась в Западной Европе к XIII веку и оставалась без фундаментальных изменений до начала Нового времени. Помимо богословского, философского и естественно-научного знания о Вселенной в ней важную роль играла астрология, предметом которой было влияние небес на земные события. Правда, в период раннего Средневековья и на протяжении нескольких последующих веков христианская церковь относилась к астрологии враждебно. Если рассуждения о влиянии планет на циклические природные процессы и физиологию человеческого организма были в какой-то мере допустимы в рамках христианской идеологии, то утверждения о предопределяющем влиянии планет на характер и судьбу человека в момент его рождения были абсолютно несовместимы с учением о промысле Божьем и свободе воли. Впрочем, наряду с этим предпринимались и осторожные попытки включить в религиозную образность элементы физической картины мира, в том числе в их астрологическом аспекте. Например, с зодиакальными созвездиями соотносили 12 апостолов, 12 патриархов, 12 ангелов Эдема и т. д. 

Значительные изменения, повлиявшие на роль астрологии в общей системе знания о космосе и природе, произошли в Европе со 2-й трети XII века и особенно во 2-й половине этого столетия. Латинский Запад получил в ту эпоху доступ к большой группе ранее неизвестных философских и естественно-научных сочинений – античных греческих (долгое время считавшихся утраченными) и средневековых арабских. Эти тексты были переведены на латынь. Наибольший интерес у переводчиков, в распоряжении которых они оказались, вызывали труды по астрономии и астрологии, а также трактаты о природе вещей. Именно их переводили в первую очередь, и лишь вслед за ними – трактаты Аристотеля и Галена. Этот факт говорит о том, что в процессе освоения новых источников интерес к знанию о природе доминировал над всем прочим. Переводы греческих и арабских сочинений стали мощным фактором дальнейшего развития астрологии. В XIII веке она уже прочно вошла в средневековое мировоззрение, а впоследствии вплоть до конца Средневековья пережила невиданный расцвет. В свою очередь она стала одним из мощных факторов в развитии позднесредневековой астрономии: поскольку математическая астрономия в ее птолемеевском варианте находилась в весьма сложных отношениях с аристотелевской космологией, именно в области астрологии она порой находила убежище от нападок ортодоксальных последователей Аристотеля. 

Иллюстрация из книги А. Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~724 Гадательная книга (Losbuch) в рифмованных двустишиях на средневерхненемецком языке из библиотеки богемского короля Венцеслава IV. Рукопись. XIV век (конец) / Прага, Богемия. Австрийская национальная библиотека, Вена. Cod. Series nova 2652 fol.2r. Языческие астрологи наблюдают за движениями планет. Рядом с фигурами их имена, среди которых Вергилий (с квадрантом), Сенека (пятый справа, водит пальцем по раскрытой астрологической рукописи на пульте). Вверху на синем круге, изображающем небесное пространство, обведенное красным кольцом (эмпирей?), Меркурий и Солнце, в среднем ряду (слева направо) – Юпитер, Венера и Марс, внизу Луна и Сатурн.

Гадательная книга (Losbuch) в рифмованных двустишиях на средневерхненемецком языке из библиотеки богемского короля Венцеслава IV.
Рукопись.
XIV век (конец) / Прага, Богемия.
Австрийская национальная библиотека, Вена.
Cod. Series nova 2652 fol.2r.
Языческие астрологи наблюдают за движениями планет. Рядом с фигурами их имена, среди которых Вергилий (с квадрантом), Сенека (пятый справа, водит пальцем по раскрытой астрологической рукописи на пульте). Вверху на синем круге, изображающем небесное пространство, обведенное красным кольцом (эмпирей?), Меркурий и Солнце, в среднем ряду (слева направо) – Юпитер, Венера и Марс, внизу Луна и Сатурн.

 

В XIII веке астрологию начинают преподавать в некоторых европейских университетах. В конце XIII века на медицинском факультете Болонского университета даже существовала кафедра астрологии. Приобретает она популярность и в придворной среде. Одной из причин такой популярности было развитие медицинский знаний. С астрологией была прочно увязана теоретическая и практическая медицина: считалось, что движение и положение небесных тел, будучи источником всех процессов в телах подлунного мира, не могло не быть причиной возникновения болезней в человеческом организме. Не выяснив эту причину, невозможно было исцелить больного. Особенно значительное развитие медицинская астрология получила в итальянских университетах, в частности, в Падуе (с 1260-х годов).

Несмотря на все большее распространение астрологии, в ее истории есть и драматические моменты. Так, астролог Чекко из Асколи (настоящее имя Франческо Стабили) был сожжен во Флоренции в 1327 году вместе со своими сочинениями. Тем, кто хранил их рукописные копии, грозило отлучение от церкви. Одним из обвинений, предъявленных Чекко, было то, что он объяснил смерть Христа на основании его гороскопа. И все же астрология проникала в самые разные слои общества в качестве практического искусства предсказания. После эпидемии чумы в XIV веке последние ограничения были сняты, астрологи завоевали почетное положение при дворах. И знать, и простые люди организовывали различные области своей жизни по советам астрологов. Изобретение книгопечатания лишь ускорило этот процесс – астрологические предсказания было выгодно печатать, они пользовались массовым спросом.

 

Основные группы астрологических изображений

 

В книге «Вселенная Средневековья» описаны основные области средневековой Вселенной – звездное небо, зодиакальный круг, система концентрических небесных сфер и семь планет геоцентрической системы (в число которых входили Солнце и Луна), четыре подлунные стихии (сферы огня, воздуха, воды и земли) с их свойствами, человек как микрокосм, испытывающий на себе влияние небесных тел. Важное место в представлении об этих областях занимало астрологическое знание. Более того, астрология стала одним из факторов, обеспечивших «визуализацию» средневековых космологических идей и развитие ряда традиций в средневековой иконографии.

Рукописные миниатюры на астрологические темы в этой книге составляют следующие группы:

1) зодиакальный круг и отдельные знаки Зодиака,

2) персонификации семи планет,

3) персонификации четырех темпераментов,

4) фигура «зодиакального человека», а также схема, показывающая соответствие планет и внутренних органов человека.

 

Знаки Зодиака в средневековых миниатюрах

 

В книге представлены многочисленные изображения зодиакального круга и знаков Зодиака, встречающиеся в средневековых картах звездного неба, в текстах по астрономии, в астрологической литературе, в медицинских текстах, в иллюстрированных календарях позднего Средневековья (знаки Зодиака и виды деятельности, соответствующие данному месяцу). Анализируя космологические диаграммы, мы оказываемся в кругу важнейших астрологических понятий. К ним относятся:

1) учение о домах планет (знаках, в котором планеты находились при сотворении мира) и том влиянии, которое они оказывают на подлунный мир в своем доме, будучи соотнесены с той или иной стихией;

2) учение об аспектах (отношениях между знаками в зодиакальном круге), которое демонстрируется в виде циркулярных диаграмм с линиями, прочерченными между знаками и образующими геометрические фигуры (оппозиция, трин, квадратура, секстиль и др.);

3) учение о конъюнкции (о связи планет, которые находятся поблизости друг от друга или занимают одинаковое положение в Зодиаке и тем самым взаимно усиливают свое влияние).

Иллюстрация из книги А.Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~090 Тюбингенская домашняя книга. Рукопись. XV век (середина) / Вюртемберг (Ульм/Урах), Германия. Университетская библиотека, Тюбинген, Германия. MS Md 2 fol.85r. Изображение из развернутого компилятивного текста, посвященного 12 зодиакальным домам планет и влиянию зодиакальных знаков на человека. Солнце (справа) входит в свой дом – знак Льва. Слева выход, через который Солнце свой дом покидает. Дом разделен на три секции (деканы, три участка по 10°). Вверху над ними три башенки на фронтоне. На каждой башенке флаг с символом одной из планет. Слева направо: Марс (красный флаг, в окошке он в шлеме), Юпитер и Сатурн (темный флаг, в окошке он в облике бородатого старца).

Тюбингенская домашняя книга.
Рукопись.
XV век (середина) / Вюртемберг (Ульм/Урах), Германия.
Университетская библиотека, Тюбинген, Германия.
MS Md 2 fol.85r.
Изображение из развернутого компилятивного текста, посвященного 12 зодиакальным домам планет и влиянию зодиакальных знаков на человека. Солнце (справа) входит в свой дом – знак Льва. Слева выход, через который Солнце свой дом покидает. Дом разделен на три секции (деканы, три участка по 10°). Вверху над ними три башенки на фронтоне. На каждой башенке флаг с символом одной из планет. Слева направо: Марс (красный флаг, в окошке он в шлеме), Юпитер и Сатурн (темный флаг, в окошке он в облике бородатого старца).

 

Так как каждый знак был соотнесен с одной из подлунных стихий и наделен двумя ее физическими свойствами (считалось, что Овен, Лев и Стрелец – теплые и сухие, Телец, Дева и Козерог – холодные и сухие, Близнецы, Весы и Водолей – теплые и влажные, а Рак, Скорпион и Рыбы – холодные и влажные), с ним был соотнесен один из четырех темпераментов, а вслед за темпераментами и другие «микрокосмические» характеристики – мужской или женской пол, вкус, а также часть тела, которую данный знак контролирует.

Image~108 Сборник иллюстрированных астрологических текстов из библиотеки богемского короля и германского императора Венцеслава IV, в том числе таблицы, трактат Начало мудрости (1147) еврейского поэта и философа XII в. Авраама ибн Эзры в латинском переводе Пьетро ди Абано, трактат по натальной астрологии, фрагмент арабского звездного каталога c изображениями 18 созвездий северного полушария. Рукопись. XIV век (конец) / Прага, Богемия. Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Германия. MS Clm 826 fol.9v. Диаграмма знаков Зодиака и месяцев. Зодиакальные знаки во внешнем кольце, снабженном градуированной шкалой. Каждому знаку соответствует отрезок шкалы в 30°, разделенный на 6 участков по 5°. За шкалой указаны: название знака, два физических свойства и характер (хороший, дурной, нейтральный). Например, Скорпион холодный и влажный, дурной (malum). Стрелец теплый и сухой, хороший (bonum) и т.д. В описании знака указаны: дом соответствующей планеты, возвышение планеты, часть земли, к которой знак обращен, контролируемый член тела, жидкость организма (humorem), вкус, цвет и др. В среднем кольце 12 месяцев с количеством дней и изображением соответствующих видов деятельности. В сопроводительном тексте - советы относительно кровопускания и некоторые правила диеты, подобающие данному месяцу. Также указано, какие события повлечет за собой прогремевший в этом месяце гром. Во внутреннем кольце 28 дней лунного цикла с указанием одного или двух физических свойств.

Сборник иллюстрированных астрологических текстов из библиотеки богемского короля и германского императора Венцеслава IV, в том числе таблицы, трактат Начало мудрости (1147) еврейского поэта и философа XII в. Авраама ибн Эзры в латинском переводе Пьетро ди Абано, трактат по натальной астрологии, фрагмент арабского звездного каталога c изображениями 18 созвездий северного полушария.
Рукопись.
XIV век (конец) / Прага, Богемия.
Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Германия.
MS Clm 826 fol.9v.
Диаграмма знаков Зодиака и месяцев. Зодиакальные знаки во внешнем кольце, снабженном градуированной шкалой. Каждому знаку соответствует отрезок шкалы в 30°, разделенный на 6 участков по 5°. За шкалой указаны: название знака, два физических свойства и характер (хороший, дурной, нейтральный). Например, Скорпион холодный и влажный, дурной (malum). Стрелец теплый и сухой, хороший (bonum) и т.д. В описании знака указаны: дом соответствующей планеты, возвышение планеты, часть земли, к которой знак обращен, контролируемый член тела, жидкость организма (humorem), вкус, цвет и др. В среднем кольце 12 месяцев с количеством дней и изображением соответствующих видов деятельности. В сопроводительном тексте — советы относительно кровопускания и некоторые правила диеты, подобающие данному месяцу. Также указано, какие события повлечет за собой прогремевший в этом месяце гром. Во внутреннем кольце 28 дней лунного цикла с указанием одного или двух физических свойств.

Изображения планет в средневековых рукописях

 

Астрология оказала значительное влияние на то, как представляли и изображали планеты в Средние века. Астрологические изображения семи планет появились на латинском Западе после длительного перерыва лишь в XI веке. Постепенно формировались традиции описания и изображения каждой планеты в персонифицированном виде, где фигурировали такие детали, как пол, возраст, черты лица, костюм, атрибуты (например, трость), цвет и т.д. В книге «Вселенная Средневековья» цитируются фрагменты ряда средневековых латинских текстов с описанием внешнего вида планет. В XV веке возникли серии изображений, где демонстрируются так называемые «дети планет» – те, кто рожден под той или иной планетой и обладает способностями, связываемыми с античным богом, покровителем этой планеты. Традиция изображения планет в персонифицированном виде существовала вплоть до XVII века. 

Иллюстрация из книги А. Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~272 Трактат О сфере. Рукопись. XV век (ок. 1470) / Ломбардия, северная Италия. Университетская библиотека Эсте, Модена, Италия. MS Cod. Lat.209 fol.8v. Солнце в виде обнаженной фигуры седобородого длинноволосого старца, вписанной в сияющие золотом концентрические кольца. На голове золотая корона с драгоценными камнями, в руках книга (символ знания) и скипетр (символ королевской власти). У ног знак Льва - дом Солнца. Внизу группа юношей, занимающихся борьбой, поднятием тяжестей, метанием дротика, фехтованием, акробатическими трюками на скамье и упражнениями с шестом.

Трактат О сфере.
Рукопись.
XV век (ок. 1470) / Ломбардия, северная Италия.
Университетская библиотека Эсте, Модена, Италия.
MS Cod. Lat.209 fol.8v.
Солнце в виде обнаженной фигуры седобородого длинноволосого старца, вписанной в сияющие золотом концентрические кольца. На голове золотая корона с драгоценными камнями, в руках книга (символ знания) и скипетр (символ королевской власти). У ног знак Льва — дом Солнца. Внизу группа юношей, занимающихся борьбой, поднятием тяжестей, метанием дротика, фехтованием, акробатическими трюками на скамье и упражнениями с шестом.

 

Особую группу составляют планеты в иллюстрациях из алхимических трактатов позднего Средневековья. В алхимической традиции астрологическое знание занимало важное место. В частности, планеты были издавна соотнесены с семью металлами: золото соответствовало Солнцу, серебро – Луне, железо – Марсу, свинец – Сатурну, латунь (желтая медь) и олово – Юпитеру, ртуть – Меркурию, медь или бронза – Венере. Эти связи вписывали процесс алхимической трансмутации в круг явлений космического порядка.

Иллюстрация из книги А.Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~006 Алхимический трактат Пробуждающаяся Аврора (Die uffgehnde morgenrödte, лат. Aurora consurgens). Рукопись. XVI век (1-я четверть) / южная Германия. Государственная библиотека “Прусское культурное наследие”, Берлин, Германия. MS Germ.quart.848 fol.22r. Схватка Солнца и Луны на рыцарском турнире: борьба и единство противоположных начал (мужского и женского, летучего и твердого, ртути и серы). Слева Солнце верхом на Льве (астрологический дом Солнца) в железных доспехах, синей блузе и с темным щитом уперлось пикой в щит Луны, которая в свою очередь уперлась пикой в щит Солнца. Детали обеих фигур свидетельствуют о глубоком внутреннем родстве участников турнира. На темном щите Солнца трижды изображена Луна в виде месяца. На щите Луны, напротив, виднеется Солнце. Щит Луны по цвету совпадает с синей блузой Солнца. Луна в виде обнаженной фигуры сидит верхом на синей хищной птице с желтым клювом (оба цвета заимствованы у Солнца), но под птичьими перьями - львиный круп с хвостом.

Алхимический трактат Пробуждающаяся Аврора (Die uffgehnde morgenrödte, лат. Aurora consurgens).
Рукопись.
XVI век (1-я четверть) / южная Германия.
Государственная библиотека “Прусское культурное наследие”, Берлин, Германия.
MS Germ.quart.848 fol.22r.
Схватка Солнца и Луны на рыцарском турнире: борьба и единство противоположных начал (мужского и женского, летучего и твердого, ртути и серы). Слева Солнце верхом на Льве (астрологический дом Солнца) в железных доспехах, синей блузе и с темным щитом уперлось пикой в щит Луны, которая в свою очередь уперлась пикой в щит Солнца. Детали обеих фигур свидетельствуют о глубоком внутреннем родстве участников турнира. На темном щите Солнца трижды изображена Луна в виде месяца. На щите Луны, напротив, виднеется Солнце. Щит Луны по цвету совпадает с синей блузой Солнца. Луна в виде обнаженной фигуры сидит верхом на синей хищной птице с желтым клювом (оба цвета заимствованы у Солнца), но под птичьими перьями — львиный круп с хвостом.

Гуморальная теория темпераментов

 

Помимо зодиакального круга, отдельных знаков Зодиака и планет важнейшим «носителем» астрологических образов является человек. С древности была известна идея о том, что человеческий организм образуют четыре жидкости: кровь, желтая желчь, флегма (слизь) и черная желчь (меланхолия). Эти жидкости были соотнесены со стихиями подлунного мира (огонь, воздух, вода, земля) и парами их физических свойств (горячее/холодное, сухое/влажное). Циркуляция жидкостей и их свойств в организме человека была сопоставлена с циркуляцией стихий и их свойств в подлунном мире. Тем самым человек был включен в систему связей с временными тетрадами подлунного мира, в числе которых были времена года, возрасты и даже части суток. Различные варианты сочетания жидкостей в организме стали основой учения о четырех темпераментах (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

 

Стихии Свойства Жидкости Темпераменты Времена года Возрасты Органы тела
Воздух Теплое/влажное Кровь Сангвиник Весна Детство Сердце
Огонь Горячее/сухое Желтая желчь Холерик Лето Юность Печень
Земля Холодное/сухое Черная желчь Меланхолик Осень Зрелость Селезенка
Вода Холодное/влажное Флегма Флегматик Зима Старость Голова, желудок

Джон де Фокстон. Книга о космографии. Рукопись. XV век (1408) / Йоркшир, Англия. Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж, Великобритания. MS R.15.21 fol.14v. Флегматик в позе спящего на ходу. В тексте над фигурой сказано, что он сонлив (отсюда закрытые глаза и положение правой руки, подпирающей голову), отличается повышенным слюноотделением (что видно на картинке) и пониженной остротой реакции, у него жирное лицо. Ему соответствует белый цвет. Его атрибут - книга. В тексте слева - детали его внешности, например, цвет тела белый, желтый или бледный, волосы сероватые, светлые и густые, голос красивый, средний или низкий, лоб вытянутый или квадратный, брови прямые, глаза светлые или синие, рот большой, губы тонкие, зубы белые и ровные, подбородок округлый или вытянутый

Джон де Фокстон. Книга о космографии.
Рукопись.
XV век (1408) / Йоркшир, Англия.
Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж, Великобритания.
MS R.15.21 fol.14v.
Флегматик в позе спящего на ходу. В тексте над фигурой сказано, что он сонлив (отсюда закрытые глаза и положение правой руки, подпирающей голову), отличается повышенным слюноотделением (что видно на картинке) и пониженной остротой реакции, у него жирное лицо. Ему соответствует белый цвет. Его атрибут — книга. В тексте слева — детали его внешности, например, цвет тела белый, желтый или бледный, волосы сероватые, светлые и густые, голос красивый, средний или низкий, лоб вытянутый или квадратный, брови прямые, глаза светлые или синие, рот большой, губы тонкие, зубы белые и ровные, подбородок округлый или вытянутый

 

Тетрады жидкостей организма и темпераментов были соотнесены и с небесными явлениями. Зодиакальные знаки были поделены на четыре группы, и с каждой группой были соотнесены одна из подлунных стихий, два ее физических свойства, а также темперамент, сторона света, пол (мужской или женский), время суток (день и ночь) и т.д. Согласно этой теории, Овен, Лев и Стрелец – знаки мужские, связаны с сухим и горячим огнем, холерическим темпераментом, востоком, днем и т. д. Телец, Дева, Козерог – знаки женские, связаны с холодной и сухой землей, меланхолическим темпераментом, югом, ночью и т. д. Близнецы, Весы и Водолей – знаки мужские, связаны с теплым и влажным воздухом, сангвиническим темпераментом, западом, днем и т. д. Рак, Скорпион, Рыбы – знаки женские, связаны с холодной и влажной водой, флегматическим темпераментом, севером, ночью и т. д.

Темпераменты были соотнесены и с планетами: Сатурн – меланхолик, Юпитер – сангвиник, Марс – холерик, Луна – флегматик и т.д.

 

Сатурн Юпитер Марс Солнце Венера Меркурий Луна
Холодный и сухой Теплый и влажный Теплый и сухой Горячее и сухое Холодная и влажная Разные свойства Холодная и влажная
Меланхолик Сангвиник Холерик Холерик Флегматик Флегматик
Черная желчь Кровь Желтая желчь Желтая желчь Флегма Флегма
Земля Воздух Огонь Огонь Вода Вода

 

В астрологии позднего Средневековья и Ренессанса для изображения свойств, приписываемых темпераментам, художники-иллюстраторы использовали «занятия» детей планет. Так, для сангвинического темперамента пригодились изображения детей Юпитера, для холерического – детей Марса, для флегматического – детей Луны, а для меланхолического – детей Сатурна. В XV веке персонификации темпераментов становятся особенно популярны. Темпераменты нередко изображались в виде фигур, стоящих на своей стихии. Наибольшее внимание уделялось меланхолическому темпераменту, в котором усматривали двойственную природу (положительные и отрицательные свойства), а также предрасположенность к ученым занятиям и художественному творчеству.

Image~618 Джон де Фокстон. Книга о космографии. Рукопись. XV век (1408) / Йоркшир, Англия. Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж, Великобритания. MS R.15.21 fol.14v. Меланхолик. Согласно надписи вверху, он завистлив, печален, жаден, искусен и упорен, склонен ко лжи, боязлив. У него грязновато-темный цвет. Сложность его атрибутов соответствует парадоксальному характеру. В правой руке держит крупную ворону. Во рту две золотые монеты (символ жадности). Он наносит себе удар кинжалом в грудь (символ отчаяния и гнева в изображениях грехов и пороков). В тексте слева - детали его внешности. Например, цвет тела темный, волосы темные или черные, на лбу морщина, брови дугой, глаза темные или черные, рот крупный, губы толстые, зубы редкие, подбородок маленький или раздвоенный, лицо худое, маленькое, плоское или узкое, уши маленькие.

Джон де Фокстон. Книга о космографии.
Рукопись.
XV век (1408) / Йоркшир, Англия.
Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж, Великобритания.
MS R.15.21 fol.14v.
Меланхолик. Согласно надписи вверху, он завистлив, печален, жаден, искусен и упорен, склонен ко лжи, боязлив. У него грязновато-темный цвет. Сложность его атрибутов соответствует парадоксальному характеру. В правой руке держит крупную ворону. Во рту две золотые монеты (символ жадности). Он наносит себе удар кинжалом в грудь (символ отчаяния и гнева в изображениях грехов и пороков). В тексте слева — детали его внешности. Например, цвет тела темный, волосы темные или черные, на лбу морщина, брови дугой, глаза темные или черные, рот крупный, губы толстые, зубы редкие, подбородок маленький или раздвоенный, лицо худое, маленькое, плоское или узкое, уши маленькие.

Медицинская астрология: зодиакальный человек

 

Еще одну группу рукописных изображений на астрологические темы составляет так называемый «зодиакальный человек» (в средневековых латинских источниках его обозначают homo signorum) – человеческая фигура, у которой части тела в нисходящем порядке от лба до ступней «приписаны» знакам Зодиака соответственно от Овна до Рыб. О таком соответствии было известно с древности, но рукописные изображения получили распространение начиная с XII века. Вплоть до конца Средневековья они становились все популярнее. Их распространение было связано с расцветом астрологической медицины на рубеже XIV и XV столетий, когда врачевание (прежде всего кровопускание, но также гигиенические и терапевтические процедуры, хирургическое вмешательство, горячие или холодные ванны, стрижка и т.д.) было основано на календарных данных, напоминавших астрономические или навигационные расчеты. Врачебные процедуры допускались только в определенное время. Основным фактором влияния считалась Луна, общеизвестным свойством которой была связь с влагой. Предполагалось, что именно Луна в первую очередь оказывает влияние на жидкости организма. Если Луна проходит через знак Зодиака, который контролирует пораженный телесный орган, то прикасаться к этому органу хирургическими инструментами или воздействовать на него лекарственными препаратами и любыми иными способами было запрещено. Существовали подробные рекомендации относительно того, чего нельзя делать при положении Луны в том или ином знаке Зодиака. Например, если Луна находилась в знаке Овна (который управляет головой), то было запрещено прикасаться инструментами к голове и ушам, брить бороду и т.д.

Иллюстрация из книги А.Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~602 Сборник астрономических текстов и таблиц, в том числе календарь, Альманах Профация Иудейского и краткий текст об астрологической практике. Рукопись. XIV-XV века (рубеж) / Италия (Флоренция или Венеция). Библиотека Лоренцо Медичи, Флоренция, Италия. MS Conv.Soppr.174 fol.44r. Луна в облике босоногой женщины с сосудом у мраморного колодца (связь с водой в физике подлунного мира).

Сборник астрономических текстов и таблиц, в том числе календарь, Альманах Профация Иудейского и краткий текст об астрологической практике.
Рукопись.
XIV-XV века (рубеж) / Италия (Флоренция или Венеция).
Библиотека Лоренцо Медичи, Флоренция, Италия.
MS Conv.Soppr.174 fol.44r.
Луна в облике босоногой женщины с сосудом у мраморного колодца (связь с водой в физике подлунного мира).

 

«Зодиакальный человек» представлял собой своего рода памятку для врачей и пациентов, которая указывала, какому телесному органу соответствовал тот или иной знак Зодиака. К ней часто прилагался календарь в виде таблицы, показывающей прохождение Луны и других планет через знаки Зодиака. «Зодиакальный человек» нередко встречается в складных медицинских руководствах малого формата, которые врачи носили на поясе. Типичное изображение «зодиакального человека» – обнаженное мужское тело (хотя есть примеры и с женским телом) с распростертыми в разные стороны, согнутыми в локтях или поднятыми вверх руками. Нередко в руках цветы или ветви растений. Знаки Зодиака были нанесены непосредственно на тело; в поздних примерах они окружают тело (в том числе в медальонах), а соответствия между знаками и частями тела показаны линиями. Иногда вместо знаков были указаны только их названия. Особую группу составляют изображения, где человеческая фигура вписана в форму, напоминающую направленную вверх стрелу (в английских рукописных календарях XIV-XV веков) и отсылающую к символике древа.

 Иллюстрация из книги А.Пильгун "Вселенная Средневековья".Image~281 Сборник текстов на латыни и немецком: Апокалипсис с глоссами и житием св. Иоанна, Ars moriendi, тексты по анатомии и медицине. Рукопись. XV век (ок. 1420) / Тюрингия, восточная Германия (?). Библиотека института истории медицины, Лондон, Великобритания. Western MS 49 fol.41r. Человек в сетке астрологических влияний. В центре микрокосм, вокруг семь колец планетарных сфер, в них Солнце, Луна и остальные пять планет (в виде красных звезд). Планеты в кольцах друг за другом в восходящем порядке начиная от Луны (справа под левой рукой). Колько планет охватывает Зодиакальный круг из 12 секторов. Тонкими линиями (образующими подобие сети) показаны связи между знаками Зодиака, планетами и органами человеческого тела. От каждого знака Зодиака отходят несколько линий. Серые линии соединяют знак с управляемой частью тела. Овен (напротив левой руки) соединен линией со лбом. Далее (против часовой стрелки) Телец соединен с шеей, Близнецы - с предплечьями, Рак – с грудной клеткой, Лев – с сердцем, Дева - с брюшной полостью, Весы – с подбрюшьем, Скорпион – с гениталиями, Стрелец – с бедрами, Козерог – с коленями, Водолей – с голенями, Рыбы – со ступнями. От каждого знака отходят красные линии к планетам. Овен соединен с Луной, Солнцем и Марсом. Телец лишен красных линий. Близнецы соединены с Марсом и Солнцем, Рак – с Луной и Венерой, Лев - с Юпитером и Сатурном, Дева – с Меркурием, Венерой и знаком Козерога, Весы – с Юпитером и Сатурном, Скорпион – с Солнцем, Меркурием и Венерой, Стрелец – с Меркурием и Луной, Козерог – с Солнцем, Марсом и Юпитером, Водолей – с Меркурием и Луной, Рыбы – с Юпитером. От семи планет отходят линии к частям тела. Луна контролирует колени, Меркурий – голени, Венера – ступни, Солнце – живот, Марс – голову, Юпитер – низ живота, Сатурн – дыхательные пути.

Сборник текстов на латыни и немецком: Апокалипсис с глоссами и житием св. Иоанна, Ars moriendi, тексты по анатомии и медицине.
Рукопись.
XV век (ок. 1420) / Тюрингия, восточная Германия (?).
Библиотека института истории медицины, Лондон, Великобритания.
Western MS 49 fol.41r.
Человек в сетке астрологических влияний. В центре микрокосм, вокруг семь колец планетарных сфер, в них Солнце, Луна и остальные пять планет (в виде красных звезд). Планеты в кольцах друг за другом в восходящем порядке начиная от Луны (справа под левой рукой). Кольцо планет охватывает Зодиакальный круг из 12 секторов. Тонкими линиями (образующими подобие сети) показаны связи между знаками Зодиака, планетами и органами человеческого тела. От каждого знака Зодиака отходят несколько линий. Серые линии соединяют знак с управляемой частью тела. Овен (напротив левой руки) соединен линией со лбом. Далее (против часовой стрелки) Телец соединен с шеей, Близнецы — с предплечьями, Рак – с грудной клеткой, Лев – с сердцем, Дева — с брюшной полостью, Весы – с подбрюшьем, Скорпион – с гениталиями, Стрелец – с бедрами, Козерог – с коленями, Водолей – с голенями, Рыбы – со ступнями. От каждого знака отходят красные линии к планетам. Овен соединен с Луной, Солнцем и Марсом. Телец лишен красных линий. Близнецы соединены с Марсом и Солнцем, Рак – с Луной и Венерой, Лев — с Юпитером и Сатурном, Дева – с Меркурием, Венерой и знаком Козерога, Весы – с Юпитером и Сатурном, Скорпион – с Солнцем, Меркурием и Венерой, Стрелец – с Меркурием и Луной, Козерог – с Солнцем, Марсом и Юпитером, Водолей – с Меркурием и Луной, Рыбы – с Юпитером. От семи планет отходят линии к частям тела. Луна контролирует колени, Меркурий – голени, Венера – ступни, Солнце – живот, Марс – голову, Юпитер – низ живота, Сатурн – дыхательные пути.

 

В средневековых рукописях «зодиакального человека» иногда сопровождает изображение, показывающее влияние планет на внутренние органы. Представление о влиянии планет на внутренности имеет сравнительно позднее, средневековое происхождение. Такая схема часто оформлена в виде мертвеца со вскрытым животом или скелета, где показано, с какой планетой связан тот или иной орган (сердце, печень и т.д.). С каждой планетой связаны определенные болезни. Причастность тех или иных планет к заболеваниям установлена в связи с физическими свойствами, приписанными планетам, и с их традиционными атрибутами. Так, холодный старец Сатурн отвечает за заболевания, причиной которых является переохлаждение. Тучному Юпитеру приписаны недуги, связанные с кровообращением. К воинственному холерическому Марсу относятся недомогания, вызываемые перегревом, и т. д.

Иллюстрация к книге А. Пильгун "Вселенная Средневековья". Image~893 Джон Соумер. Астрономический календарь. Рукопись. XIV век (конец, после 1387) / Англия. Библиотека Бодлейан, Оксфорд, Великобритания. MS Savile 39 fol.7r. Два инструмента, необходимые для врачевания по медико-астрологическим рекомендациям. Вверху солнечная и лунная вольвеллы для определения положения Луны. Внешний круг разделен красными штрихами на 360°, каждые 5° образуют секции, отмеченные цифрами в следующем круге (5 10 15 20 25 30 и т.д.). Шесть таких секций составляют отрезок в 30°, соответствующий знаку Зодиака, который выписан над цифрами. Вращающийся диск солнечной вольвеллы большего диаметра, на стрелке (справа, указывает на середину знака Рыб) золотистый солнечный диск и фраза solis uoluellum. По краю этого диска пронумерованы 29 дней лунного цикла, а в основании стрелки фраза Etas lune (“возраст Луны”). Диск лунной вольвеллы меньшего диаметра, по краю его стрелки фраза Uoluella lune, на диске два отверстия – внешнее и внутреннее. Концентрическими кругами здесь вписан латинский текст – руководство к пользованию: “Установи вольвеллу Солнца на градус, в котором в тот день окажется Солнце, а вольвеллу Луны – на возраст (etatem) Луны, и эта самая вольвелла укажет тебе знак [Зодиака] и градус Луны. И внешнее отверстие (foramen exterius) [покажет], какой Луна предстанет перед нами в соответствии с ее возрастом (secundum eius etatem). А внутреннее отверстие [покажет], как Луна будет выглядеть сама по себе (in se apparebit). Поскольку одна половина Луны будет постоянно напрямую освещаться Солнцем, если только Земля не затмевает Луны. Заметь, что при лунном затмении Земля препятствует освещению Луны Солнцем, поскольку оказывается между [ними]”. Иными словами, зная положение Солнца (знак Зодиака и градус), следует соответствующим образом установить стрелку солнечной вольвеллы. Далее нужно установить стрелку лунной вольвеллы на день по лунному календарю. Кончик стрелки лунной вольвеллы укажет, в каком знаке Зодиака и градусе находится Луна. Теперь можно переходить к лечению пациента. Внизу Зодиакальный человек в виде стрелы. По обеим ее сторонам рекомендации относительно того, каких частей тела не следует касаться и каких вен не надрезать при положении Луны в том или ином знаке Зодиака. Например, если Луна в знаке Близнецов, то следует воздержаться от надрезов на плечах, предплечьях или руках, и в этих местах не вскрывать вену.


Джон Соумер. Астрономический календарь.
Рукопись.
XIV век (конец, после 1387) / Англия.
Библиотека Бодлейан, Оксфорд, Великобритания.
MS Savile 39 fol.7r.
Два инструмента, необходимые для врачевания по медико-астрологическим рекомендациям. Вверху солнечная и лунная вольвеллы для определения положения Луны. Внешний круг разделен красными штрихами на 360°, каждые 5° образуют секции, отмеченные цифрами в следующем круге (5 10 15 20 25 30 и т.д.). Шесть таких секций составляют отрезок в 30°, соответствующий знаку Зодиака, который выписан над цифрами. Вращающийся диск солнечной вольвеллы большего диаметра, на стрелке (справа, указывает на середину знака Рыб) золотистый солнечный диск и фраза solis uoluellum. По краю этого диска пронумерованы 29 дней лунного цикла, а в основании стрелки фраза Etas lune (“возраст Луны”). Диск лунной вольвеллы меньшего диаметра, по краю его стрелки фраза Uoluella lune, на диске два отверстия – внешнее и внутреннее. Концентрическими кругами здесь вписан латинский текст – руководство к пользованию: “Установи вольвеллу Солнца на градус, в котором в тот день окажется Солнце, а вольвеллу Луны – на возраст (etatem) Луны, и эта самая вольвелла укажет тебе знак [Зодиака] и градус Луны. И внешнее отверстие (foramen exterius) [покажет], какой Луна предстанет перед нами в соответствии с ее возрастом (secundum eius etatem). А внутреннее отверстие [покажет], как Луна будет выглядеть сама по себе (in se apparebit). Поскольку одна половина Луны будет постоянно напрямую освещаться Солнцем, если только Земля не затмевает Луны. Заметь, что при лунном затмении Земля препятствует освещению Луны Солнцем, поскольку оказывается между [ними]”. Иными словами, зная положение Солнца (знак Зодиака и градус), следует соответствующим образом установить стрелку солнечной вольвеллы. Далее нужно установить стрелку лунной вольвеллы на день по лунному календарю. Кончик стрелки лунной вольвеллы укажет, в каком знаке Зодиака и градусе находится Луна. Теперь можно переходить к лечению пациента. Внизу Зодиакальный человек в виде стрелы. По обеим ее сторонам рекомендации относительно того, каких частей тела не следует касаться и каких вен не надрезать при положении Луны в том или ином знаке Зодиака. Например, если Луна в знаке Близнецов, то следует воздержаться от надрезов на плечах, предплечьях или руках, и в этих местах не вскрывать вену.

 


 

Статья сопровождается средневековыми миниатюрами из книги:

Андрей Пильгун. ВСЕЛЕННАЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Космос, звезды, планеты и подлунный мир в иллюстрациях из западноевропейских рукописей VIII–XVI веков. – М.: ГАММА-ПРЕСС, 2011. — 488с.

Книга, материалы которой собраны  автором в средневековых манускриптах европейских и американских библиотек, содержит более 700 иллюстраций.  В 2012 г. «ВСЕЛЕННАЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» стала лауреатом 25 Международной книжной выставки в номинации “АРТ-КНИГА” (диплом “за подготовку уникального культурологического исследования”).

Обложка книги "Вселенная средневековья" (автор Андрей Пильгун)

 

Это роскошное подарочное издание  (большой формат 24×34 см, мелованная бумага, суперобложка, напечатано в Италии) с очень красочными изображениями. Книга-альбом.  Тираж давно распродан магазинами, в настоящий момент это библиографическая редкость.

"Вселенная Срдневековья" оглавление

Если вас заинтересовала книга, то  есть возможность приобрести один из оставшихся авторских экземпляров. Для этого нужно написать  Андрею Пильгуну на электронную почту  a.pilgoun@gmail.com (отправка в т.ч. в США и Европу). И мой вам совет: просите автограф!

 

 Сохраните статью в Pinterest

 

Средневековая астрологическая миниатюра

7 комментариев

  1. Спасибо большое, читаю сейчас; чрезвычайно познавательно и интересно!!! Очень хороший ликбез, причём даже рпикладной! По гуморальной теории темпераментов-то (по этим таблицам описаний) совпадения у меня на все 100% — ого! О Меланхолическом темпераменте как самом любопытном тоже очень точно, мне кажется; читаю дальше...

    Ах, там ещё с одной гравюрой естьть проблема, текст в описании прикреплён к предыдущей; последующая гравюра за Солнцем. Я на Фейсбуке отправил скрин с конкретным местом.

    1. да, с темпераментами очень интересные наблюдения у средневековых миниатюристов) жаль, не получилось все 4 запостить — уж очень объемно получается...

  2. Да, иллюстрации впечатляют и пояснения тоже. Довольно все сложно организовано и символизм не прост. Просто так с разбегу не разберешься. 🙂

    1. да! «читать» иллюстрации — это целое искусство. а уж создавать их...

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *