Лунные Узлы в эллинистической астрологии

Лунные Узлы в греческой астрологии

Восходящий и Нисходящий Узлы

 

Узлы Луны — это движущиеся точки в Зодиаке, где путь Луны пересекает путь эклиптики. Несмотря на их выдающееся положение в современной астрологии, Узлы не очень часто обсуждаются в эллинистической астрологии, хотя у нас есть достаточно ссылок, чтобы развить базовое понимание их использования разными авторами. То, что современные астрологи называют Северным Узлом Луны, обычно называлось «Восходящим Узлом» (anabibazōn) эллинистическими астрологами, поскольку это точка на эклиптике, где Луна переходит в северную широту. И наоборот, Южный Узел называется «Нисходящим Узлом» (katabibazōn), потому что это точка, где Луна переходит в южную широту. Само слово «Узел» происходит от греческого sundesmos, что означает просто «связь» или «закрепление/завязывание», поскольку Узлы представляет собой точки, в которых эклиптика и путь Луны встречаются и соединяются вместе. В текстах Узлы также иногда упоминаются как «места затмений» (ekleiptikōn topōn), потому что, когда новолуние или полнолуние происходит рядом с Узлами, это приводит к солнечному или лунному затмению, поскольку сами Узлы являются точками пересечения между тем, что, по сути, является путями Солнца и Луны. 

 

Трактовка Лунных Узлов античными астрологами: Антиох и Валент

 

Поскольку Узлы совпадают с точками на эклиптике, где Светила затмеваются, с ними часто ассоциируется ряд негативных коннотаций, особенно когда Солнце или Луна находятся в непосредственной близости или связаны с ними определенным образом. Антиох особо отмечает, что Луне трудно находиться в районе Узлов, потому что именно здесь происходят затмения.  Валент говорит, что Узлы «мощные» (dunastikos), и он настоятельно рекомендует не использовать инцепционные карты (т.е. элекции), где Луна находится в соединении, квадрате или противостоит Восходящему Узлу, особенно по градусам.Он говорит, что новые предприятия, которые начинаются, когда Луна проходит над местами затмений, не будут доведены до конца или будут «неполными» (ateles), «непостоянными» (eumetanoētos) и «предметом наказания» (epizēminos).  Он продолжает нехарактерно долгую и пессимистическую тираду в этой же главе о том, когда Луна связана с Узлами жестким аспектом, и насколько проблематично это в инцепционных картах, очевидно, основываясь на своем личном опыте, говоря:

 

остерегайтесь начинать что-либо: не плыть, не жениться, не встречаться, ничего не начинать, не сажать, не знакомить; короче ничего не делать. То, что было начато, будет сочтено небезопасным или склонным к плохому концу; это будет что-то прискорбное, неполное, наказуемое, тяжкое и недолговечное. Если кому-то подумается в эти дни начать развивать какой-то бизнес, он обанкротится, будет проблематичным, подлежит штрафам, легко разорится и станет камнем преткновения. Даже благодетели, оказавшиеся в этих местах, не делают ничего хорошего. Следовательно, даже без <консультации> с натальной картой, если кто-то остерегается текущих транзитов Луны через Восходящий Узел, он не сделает ошибки

 

Далее Валент говорит, что, хотя он давно знал об этом общем правиле, иногда ему все же приходилось инициировать определенные действия, когда Луна была с Узлами или аспектировала их квадратом или оппозицией, и каждый раз он наблюдал, что вещи пошли наперекосяк, возникли задержки и проблемы.  Гефастион аналогичным образом говорит, что в инцепциях Узлы указывают на вещи, которые являются неполными, дефектными и могут измениться. В другом месте он говорит, что «Луна становится плохой, когда находится в Узлах или в своей южной широте».  В главе Liber Hermetis, которая, очевидно, была взята из Ретория, в одном месте говорится, что Узлы означают «блуждания» (errores) и «нарушения» (turbationem) в жизни натива.  В том же тексте говорится, что когда Узлы находятся вместе с любым из Светил, это указывает на вред родителям. 

 

Валент уникален среди астрологов, говоря, что Восходящий Узел разрушает силу зодиакального знака и управителя знака, в котором он расположен.  Далее он говорит, что это также верно и для транзитного Узла, и что через какой бы знак он ни проходил в данном году, его сила будет сломана, так что власть управителя будет полностью истощена, пока Узел не покинет этот знак. К сожалению, насколько мне известно, об этой доктрине не сообщают никакие другие авторы, поэтому неясно, рассматривали ли они Узлы таким же образом.

Реторий о Лунных Узлах

 

Узлы упоминаются более ранними авторами лишь эпизодически, и они редко появляются в примерах карт или сохранившихся гороскопах, но ко времени Ретория они, кажется, стали довольно хорошо интегрированными в традицию, хотя относительно них, возможно, сложились иные ассоциации, чем до этого. В работе Ретория Восходящий Узел обычно рассматривается как хороший, когда он находится вместе с благодетелями, и как плохой, когда он находится с вредителями, тогда как, наоборот, Нисходящий Узел рассматривается как плохой для благодетелей, но хороший для вредителей.  Хотя у Ретория явно не говорится об этом, возникает соблазн увидеть более позднее средневековое обоснование как часть концептуального обоснования этого, согласно которому Восходящий Узел имеет природу возрастания или увеличения, в то время как Нисходящий Узел имеет характер убывания или уменьшения. Астролог IX века Абу Машар прямо приписал эту концептуализацию «некоторым из ранних авторов». Общая идея состоит в том, что Восходящий Узел хорош для благодетелей, потому что он увеличивает присущую им тенденцию к благодетельности, тогда как он плох для вредителей, потому что усугубляет присущую им склонность к вреду. И наоборот, Нисходящий Узел считался плохим для благодетелей, потому что он уменьшает или отнимает из их естественных положительных качеств, тогда как он хорош для вредителей, потому что он уменьшает или подавляет их естественную склонность к негативу.

 

К сожалению, не совсем ясно, насколько этот подход представляет собой более позднее развитие астрологической традиции во времена Ретория, и действительно ли он сохраняет более старый материал, который просто не очень хорошо представлен в сохранившемся корпусе текстов раннего времени эллинистической традиции. У Валента есть короткий, но наводящий на размышления отрывок, когда он упоминает Узлы в первой книге Антологии; он говорит, что важно увидеть, связаны ли благодетели конфигурацией с Узлами, особенно с Восходящим Узлом, потому что в этом случае натив будет «процветающим и эффективным». Далее он говорит, что даже если карта натива не указывает на возвышение, аспект благодетелей к Восходящему Узлу будет указывать на то, что «рожденный будет продвигаться и подниматься до высокого ранга», по-видимому, подчеркивая понятия продвижения и восхождения. Однако он продолжает говорить, что когда вредители аспектируют (Восходящий?) Узел, это указывает на потерю и обвинения. Хотя этот подход напоминает подход Ретория, неясно, применяется ли этот принцип интерпретации к обоим Узлам одинаково или он инвертирован, как в случае Ретория. Валент просто говорит посмотреть, аспектируют ли благодетели Узлы, «особенно» (malista) Восходящий Узел; неясно, было ли у него явное отличие, используемое более поздними авторами, такими как Реторий.

 

Лунные Узлы в тексте Гефастиона

 

В другом месте, есть такой же краткий, но гораздо более наводящий на размышления отрывок из Гефастиона, в котором сохранен некоторый материал от Доротея об инцепционных картах для покупки и продажи товаров, который может поддерживать более позднее использование у Ретория. Гефастион резюмирует принципы следующим образом:

Когда Луна полная, прибавляющая в долготе и широте, в Восходящем Узле, покупатель на рынке будет платить более высокую цену; но когда она убывающая, вычитающая в числах и в нисходящем Узле, покупатель будет платить меньшую цену

 

Затем Гефастион цитирует Доротея из исходного стиховорного текста:

 

Когда Селена проходит мимо Узла, Ведущего вверх, 

если она, полная света, также увеличивает свой курс в числах, 

[за] все, что вы покупаете, вы дадите больше, чем вам нужно. 

Но следуя по путям, Ведущим вниз, на которых она убывает, 

идет к меньшим, покупка будет легкой

 

«Узел, Ведущий вверх» здесь явно является Восходящим Узлом, в то время как Грамалия говорит, что «пути, Ведущие вниз», вероятно, относятся к «уменьшению широты к Южному Узлу или вокруг него».  Таким образом, это, по-видимому, довольно явная ссылка, восходящая к I веку н. э., которая указывает на раннюю концептуализацию Восходящего Узла, связанного с качеством увеличения, а Нисходящего Узла, связанного с качеством убывания. Реторий, возможно, еще расширил эту концепцию или развил ее дальше, чем некоторые из его предшественников, поскольку он, кажется, упоминает Узлы чаще, чем большинство эллинистических астрологов, но это показывает, что на самом деле он частично опирался на уже сложившуюся традицию, связанную с Узлами. Однако, возможно, это был только один способ концептуализации Узлов, который в некотором смысле мог представлять альтернативный подход, основанный на символическом значении увеличения и уменьшения широты Луны. Другая точка зрения основывала интерпретацию на ассоциациях Узлов с затмениями, которые рассматривались как зловещее и тревожное явление.

 

Из книги:

Крис Бреннан. Эллинистическая астрология. Исследование судьбы и удачи (перевод с англ. Михаил Медвидь)

 

Желающие могут заказать книгу К.Бреннана, написав переводчику сообщение в социальных сетях или  на электронную почту  royal.voie@gmail.com 

Лунные Узлы в эллинистической астрологии

сохрани в Pinterest

 

 

Вас могут заинтересовать другие статьи на тему Лунных Узлов:

Абу Али аль-Хайят: трактовки Лунных Узлов в домах гороскопа 

Лука Гаурико о Лунных Узлах, Северном и Южном

 

 

 

13 комментариев

  1. Ух ты, спасибо большое!!! Тема чрезвычайно интересная и злободневная — столкьо копей сломали в спорах вокруг обозначенной темы в своё время.

    Я, кстати, почему-то думал до сих пор, что тема Лунных Узлов в нынешнем виде в современной атсрологии заимствованна в основном из тибетской и китайской традиции. Ну, то-есть в европейской традиции они вообще малозначимы были; это больше дань неказистой попытки интеграции мирового опыта в «единую дисциплину» (в частности восточного).

    «когда Луна была с Узлами или аспектировала их квадратом или оппозицией» — так она ведь если в соединении с одним Узлом, то со вторым всегда в оппозиции? Или я чего-то не понял?

    P.S.: а у Зловруши-то как раз луна в далёком расходящемся соединеии с СЛУ; правда там около 10 градусов орбис.

    1. тема Лунных узлов сейчас завязывается на карму, а это, конечно, чисто восточная тема, которой не было и не могло быть в западной астрологической традиции. но однажды все смешалось в доме Облонских (зачеркнуто) в голове Алана Лео и с тех пор понеслось...

      про соединение и оппозицию все верно, это ось)


      10 градусов — вполне рабочий орбис, особенно, если в пределах знака

      1. Ого, там как раз в пределах знака и в рамках соединения с Марсом, который ещё ближе к Узлу. Значит работает точно; это кое-что объясняет, там по Луне вообще проблемы большие у барышни, отсюда и поведение такое.

        «но однажды все смешалось в доме Облонских (зачеркнуто) в голове Алана Лео и с тех пор понеслось...» — вот, блин, я темнота :), сейчас будем гуглить :).

        «тема Лунных узлов сейчас завязывается на карму» — что само по себе, как мне кажется, очевидная несусветная глупость. Понятие «кармы» никакой объективной критики не выдерживает, очень примитивная выдумка для манипуляции обществом и заземлении протестных настроений. Естественный отбор вместе с Чарльзом Дарвином обеими руками и всеми четырьмя ногами решительно против таких определений :). Оно работает всё в быту строго наоборот и всячески привествуется естественными объективными процессами.

        1. «Оно работает всё в быту строго наоборот и всячески привествуется естественными объективными процессами» — переведи!)))


          1. Естетсвненый отбор, природа и социум веками индивидуально поощряет гадкое, аморальное и безобразное поведение во всех проявлениях :). Зачастую наиболее успешный в социальной жизни именно тот, кто наделал всем вокруг как можно больше гадостей и за счёт этого поднялся над массой. Базовая задача — сыто и легко жить за чужой счёт. Если такой красавец эти свои уникальные качетсва передал потомкам — быстро образуется целый успешный, знатный, уважаемый, поколениями сыто и праздно живущий род каких-нибудь сэров, пэров, лордов, шахов, ханов, эмиров, дворян, служилой аристократии и т.д. :). У высших приматов это в приниципе норма — у нас именно по этим параметрам селлекция происходила (увы). Если что, тезис не мой; С.В. Савельев это называет объективным отрицательным естественным отбором. Вот это и есть «карма наоборот» — все отрицательные животные черты как раз здорово поощряются в быту и в основном передаются из поколения в поколение в виде совтетствующих безальтернативных установок поведения. Описано в прозаической литературной форме в книге Экклесиаста много-много веков тому назад :).

          2. ох, что-то все слишком категорично))) мне кажется, тут дело в предприимчивости, а не в количестве гадостей


          3. Это в целом не моё мнение, но я по большей части с ним солидарен :). В обществе работает как правило именно недобросоветсная конкуренция — подлог, предательство, клевета, вероломство и т.д. Именно благодаря этому в любой относительно закрытой системе стремительно происходит отрицательный отбор и деградация элит — туда за одно-два поколения рполезают чистые «колбасники» и выживают всех остальных.

            Это есть анекдот такой армейский: сын полковника спрашивает у отца — «Папа, а я стану полковником?» Отец — «Да, конечно станешь!». Сын: — «А генералом?». Отец: — «Нет, никак не получится, ну что ты; у генерала свой сосбвтенный сын растёт».

            На личном примере из конкретного своего ВУЗа и факультета подмечу: все мерзавцы, подхалимы, клеветники, стукачи, взяточники, казнокрады, воры, шантажисты, авантюристы, которых я знал,буквально через год-два-три после выпуска устроились благодаря своим перечисленным качествам и таким же качествам их родителей на высокие сытые руководящие должности; некоторые добрались до кресел парламентских депутатов; причём это всё не выходя из круглосуточного и ежедневного алкогольного и наркотического загула, длящегося годами. Ума там ни грамма, но тем не менее; настолько вопиющего и разительного примера я себе даже представить не мог, четсно говоря. В данном случае обсуждаемый алгоритм сработал практически исключительно. Конечно поправка на то, в какой я среде и обстоятельствах живу, тут социальная энтропия вообще зашкаливает, но всё-таки.

            P.S.: привет Зловредине — она как раз из этих. Хотя, у меня практически весь курс из этих был; и факультет тоже, потому его и разогнали за чудовищную коррупцию уже лет пять как, чему я безгранично рад :).

          4. слушай, ну истфак — это всегда полигон для будущих политработников был, там блат похлеще всех других факультетов вместе взятых. у нас на истфак можно было прорваться только через связи (в мое время). поэтому, думаю, это особенности твоего личного опыта и восприятия, может? если бы ты учился на инъязе или там на прикладной математике, думаю, тренды были бы другими

            в общем, по своему опыту не могу с тобой согласиться. хотя можт у меня наивность 80 лвл, что не исключено

          5. Ну как тебе сказать, по сравнению с юридическим факультетом, факультетом международных отношений, экономичеким факультетом мой выглядел весьма и весьма пролетарским :).

            « у нас на истфак можно было прорваться только через связи (в мое время)» — у нас тоже, но так почти по всем гуманитарным факультетам. Я в списке результатов при поступлении был первый непроходной на госзаказ (потому что все места были куплены, причём этого никто не скрывал), но за год перевёлся по успеваемости — куча балбесов вылетела на превой и второй сессии банально из-за того, что явились всего два-три раза за весь учебный год.

            «поэтому, думаю, это особенности твоего личного опыта и восприятия, может?» — спорно. Нет, я, конечно, даю поправку на то, что в уникальных условиях нахожусь, но всё-таки.

            «если бы ты учился на инъязе или там на прикладной математике, думаю, тренды были бы другими» — вот, к сожалению, на романо-германской филологии то же самое творилось; математика и физика с химией да, но в основном там отличие в масштабе, а не в контексте всё-таки.

            В общем вот мнение маэстро по этмоу поводу, которое меня задело в своё время за живое 🙂 :

          6. Это в данном случае скорее аберрация :). Передача интересная, кстати. Именно эта, данная; с конкретным Савельевым. Я, четсно говоря, на канал даже внимания не обратил :).

  2. Думаю, что благоприятная трактовка впоследствии Восходящего узла (рост, увеличение) исходит из факта, что проходя его Луна уже будучи «экзальтированной/возвышенной» (переход в северную широту) движется ещё в сторону «экзальтации/возвышения» (к максимальной северной широте). Причём сам акцент на благоприятном восходящем узле думаю был только в поздней эллинистической традиции (у Ретория), где идёт уже описание соединения планет с узлами в контексте увеличения/уменьшения – концепция, которая развилась и стала распространённой позже у арабов и в средневековье.


    В инцепциях же от Гефестиона/Доротея акцент в основном на рост/увеличение в широте Луны. Узлы же просто маркеры перехода. Причём большинством эллинистических астрологов оба узла трактовались негативно (больше всего у Валента, отрывки от Бреннана), наверное как точки связанные с затмениями. Если в общем, то узлы в эллинистической астрологии не применялись широко как позже уже у арабов.


    Интересен ещё «странный» отрывок от Птолемея (3.14 О качестве души). Там он Луну на максимальных точках северной и южной широты связывает с гибкостью, изобретательностью и изменчивостью. А на узлах с проницательностью, активностью и возбудимостью. Судя по всему, Птолемей не придаёт разнице в этом отрывке между северной и южной широтами и узлами (акцент скорее высоко/низко и посередине), а рост/спад у него связан с растущей/убывающей Луной в свете и видимостью/невидимостью.


    Два акцента ещё заметны в отрывке у Антиоха (Введение Глава 3, пер. Ласло):

    (1)   увеличение/уменьшение в широте = возвышение/спад. Это можно применить не только к Луне, но и к другим планетам. Причём здесь для планет уже будут маркерами узлы планет, а не Луны.

    (2)   негативная трактовка Луны, когда она с лунными узлами т.к. точки затмения


    Это описание потом ещё в Книге Гермеса (от Ретория).


    В то же время у Доротея (о чём Бреннан пишет) в стихе «Луна проходящая мимо Узла идущего вверх» связана с увеличением, но контекст здесь думаю не на самом узле, а на увеличении/уменьшении в широте Луны, где узел просто как маркер. Это акцент также подтверждается другими инцепциями из Книги 5 Доротея (Книга 3 Гефестиона и арабский пересказ Доротея). Даже при натальном анализе (Антигон 2 век) увеличение в широте Луны и планет трактуется в контексте успешности рождённого. Причём Узлы Гефестион/возможно Доротей отдельно трактует негативно.

    Интересен здесь ещё персидский/индийский след по узлам. Голова и Хвост Дракона – это явно не от греков.  

    1. мне кажется, все упирается в концепцию видимости/наблюдаемости

      в северном склонении луна видна лучше, ближе к нам. а в затмение не видна! поэтому и хорошо и плохо одновременно. то есть северная широта хорошо, но точке затмения даже северная широта плохо.

      как-то так я это понимаю

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *